четверг, 20 мая 2021 г.

Аутсорсинг сервисов и роль бизнес анализа в проектах Internet of Things

 

source


В апреле 2021 г. маркетинговым агентством IoT Analytics опубликовало статью The 7 Most Demanded IoT System Integration Services.  Я предлагаю разобраться с тем, какие сервисы и почему являются критически важными для успеха IoT проектов в 2021, и в чем состоят особенности бизнес анализа для этого домена.

Семь сервисов, наиболее востребованных в IoT

Обсуждение будет вращаться вокруг базовой диаграммы, которая рассматривает цепочку создания ценности, как совокупность четырех этапов: стратегия, проектирование, реализация и эксплуатация. На каждом из этапов применимы те или иные сервисы, которые предлагается разделить на три категории, в зависимости от их востребованности: наиболее востребованные, часто часто запрашиваемые и редко запрашиваемые.


источник


Статистика говорит о том, что 78% компаний, реализующих IoT проекты, прибегают к помощи сторонних сервисов при интеграции. Почему сторонние сервисы в интеграции IoT проектов являются настолько востребованными? Одной из причин является то, что технологии IoT являются более сложными по сравнению с другими IT-технологиями. Кроме того, IoT требуют владения такими навыками в смежных областях, которые находятся несколько в стороне от традиционного IT (например, встроенные системы и их информационная безопасность), и, как правило, не изучаются инженерами и программистами. К этому следует добавить навыки в управлении подключением устройств, облачных сервисах, больших данных и разработке приложений.


Ключевые ценности создаются на этапах проектирования и реализации. Как видим, наиболее важными для IoT проектов являются семь сервисов:


Этап разработки стратегии

  1. Привлечение и удержание талантов.
    Спрос на специалистов в области IoT повышается. По данным некоторых HR-порталов (например, SimplyHired), в апреле 2021 г. количество вакансий для IoT превысило на 15% до-ковидное количество вакансий. Вопросы, относящиеся к удаленной работе, цифровой культуре, привлечению в профессию поколения Z и т.п., в домене IoT не отличаются от традиционного подхода в  IT.


Этап проектирования:

  1. Приоритезация и выбор юз-кейсов.
    Именно под этим сервисом подразумевается вся деятельность, связанная с фазой Discovery (сбор требований с целью уточнения объема, сроков и бюджета проекта). Поэтому, этот сервис будет рассмотрен далее более подробно с точки зрения работы бизнес аналитика.

  2. Проект решения.
    Далеко не все компании могут самостоятельно проектировать IoT системы и сервисы. Поэтому, проектирование решений является основой аутсорсинговых сервисов в области IoT. Примером такого подхода является, например, разработка компанией HCL Technologies микро-сервисной архитектуры для оптимизации и повышения отказоустойчивости сети датчиков. Это решение было применено  в системе управления орошением, но уже другим разработчиком, специализирующемся в точном земледелии. 

  3. Оптимизация процесса.
    Данный сервис подразумевает анализ и улучшение производственных, логистических, операционных и других  процессов с точки зрения их эффективности. В качестве одного из таких кейсов можно назвать участие Infosys в оптимизации производственных процессов для авиационной отрасли. На реорганизуемом предприятии выпускаются композитные материалы, и целью проекта являлось повышение качества и обслуживания деталей самолетов, включая управление запасами. Для этого применялись технологии виртуальной и дополненной реальности, методы мониторинга состояния и предиктивного обслуживания.

  4. Коммерциализация продукта.
    Данный сервис подразумевает вывод на рынок новых решений. Важную роль в этом играет так называемая servitization («сервисизация»), то есть, усиление сервисных функций продукта со стороны производителя оборудования. Большинство компаний, предлагающих новые IoT продукты, говорят о допущенных ошибках с точки зрения адаптации бизнес моделей под нужды пользователей. По данным отчета «2020 IoT Commercialization & Business Model Adoption Report» от IoT Analytics, на вопрос: «что является наиболее важным фактором для принятия клиентами новых подключенных решений Интернета вещей?» большинство лидеров рынка ответили: «неустанный упор на ценностное предложение для клиентов» и «дополнительные усилия по согласованию процессов продаж и маркетинга с новым подключенным продуктом».


Этап реализации

  1. Интеграция.
    Общими тенденциями интеграции IoT решения являются миграция в облачные сервисы, а также подключение разнородных устройств, приложений и платформ. По мере того, как системы становятся все более взаимосвязанными, возможность сквозной интеграции становится критически важной для системных интеграторов, стремящихся удовлетворить потребности клиентов. Рынок поставщиков системной интеграции IoT в настоящее время является свидетелем беспрецедентной активности слияний и поглощений из-за потребности крупных компаний в масштабировании своего потенциала. Например, Cognizant Technology Solutions Corp. в 2021 г. инвестирует на приобретение других компаний более 1 млрд. долларов.

  2. Бизнес аналитика.
    Данный сервис подразумевает аналитику больших данных с использованием искусственного интеллекта. В 2020 г. появился новый «хайповый» термин (buzzword), «AIoT», означающий конвергенцию технологий искусственного интеллекта (AI) и интернета вещей. В настоящий момент эту концепцию продвигают многие компании. Американский разработчик программного обеспечения Aspen Technology анонсировал создание нового центра AIoT для Индустрии 4.0. Швейцарская компания Wisekey,  специализирующаяся на кибербезопасности, запустила новую цифровую стратегию, основанную на AIoT. Сингапурская компания ASM Pacific Technology разрабатывает концепцию умного машинного зрения, основанного на  AIoT.

Приоритезация и выбор юз-кейсов

Как было отмечено, именно под этим сервисом подразумевается применение процедур бизнес анализа на фазе для сбора требований к создаваемой IoT системе. С точки зрения бизнес анализа, юз-кейс является один из вариантов представления пользовательских требований.


Особенностью домена IoT является то, что для заказчика возникает проблема выбора из множества уже существующих юз-кейсов, которые в той или иной мере привлекательны для бизнеса. К таким юз-кейсам, например, относятся предиктивное обслуживание, мониторинг функционирования, учет и трекинг материальных средств, цифровые двойники и многое другое. Такое разнообразие возможностей порождает ресурсные ограничения, как с точки зрения затрат на разработку, так и с точки зрения эксплуатации заказчиком.


Качественное проведение Discovery для разрабатываемого IoT приложения должно учитывать следующие моменты:

  • должен быть проведен анализ бизнес процессов заказчика;

  • выбор юз-кейсов должен быть подтвержден их соответствием заявленным бизнес требованиям;

  • юз-кейсы должны быть дополнены требованиями к их кастомизации для заказчика;

  • анализ юз-кейсов проводится с использованием, в первую очередь, таких инструментов, как метод персон, CJM (customer journey map) и Value Proposition Canvas;

  • должен быть сформирован бэклог с приоритезацией юз-кейсов и выявленных требований к их реализации;

  • должны быть выявлены требования к адаптации бизнес модели заказчика с учетом внедрения нового IoT приложения;

  • при выявлении требований критичным является уровень понимания бизнес аналитиком особенностей домена IoT с точки зрения технологий, бизнес приложений, особенностей обеспечения информационной и функциональной безопасности.


Цикл разработки требований и проектирования уместно проиллюстрировать диаграммой из BABOK Guide, где учитываются четыре категории требований:

  • Business Requirements или бизнес требования (уровень концепции);

  • Stakeholders Requirements или пользовательские требования (уровень юз-кейсов);

  • Solution Requirements или технические требования, включая функциональные и нефункциональные (уровень спецификации или бэклога);  

  • Transition Requirements или переходные (временные) требования, под которыми подразумеваются условия и возможности, которые должны быть реализованы при переходе от текущего состояния к требуемому, но которые не будут нужны после завершения изменений.


источник


Некоторые компании создают специальные фреймворки, чтобы помочь клиентам приоритезировать и выбрать юз-кейсы для IoT. Например,
Siemens Advanta Customer Value Co-Creation процесс направлен на анализ идей заказчика относительно дигитализации бизнеса, на выявление персон и ценностного предложения. Затем эти положения валидируются на основе адаптации бизнес модели и CJM, в результате чего заказчик получает готовую к внедрению концепцию будущего решения.


Еще один подход - это использование Индекса зрелости Индустрии 4.0, разработанного немецкой академией acatech. В данном случае возможности внедрения технологий определяются культурой компании и ее готовностью к изменениям.

Выводы

В сложившейся ситуации интернет вещей остается технически сложным доменом, а технологии предлагают существенное разнообразие конкурирующих решений. Востребованность сторонних сервисов для IoT приводит к тому, что многие вендоры наращивают ресурсы именно в области интеграции решений, при этом, бизнес анализ назван одним из важнейших факторов успеха в проектах IoT.  Прогноз от IoT Analytics говорит о том, что рынок сторонних сервисов для IoT будет расти на 19% в год в течение следующих пяти лет. Успехов на этом рынке смогут добиться те компании, которым удастся зарекомендовать себя в качестве знающих и надежных партнеров на протяжении всего жизненного цикла проекта и всей цепочки создания ценности.

2 комментария:

  1. Hey,
    Thanks for sharing this blog it is very helpful to implement in our work



    Regards
    LANDSCAPE COMPANY IN PUNE, MAHARASHTRA

    ОтветитьУдалить
  2. Кто то хает аутсорсинг, а кто то хвалит, трудно разобраться, но можно, - очень часто отрицательный опыт использования данной кадровой технологии базируется на неверном или поверхностном анализе предприятия где применялась такая практика управления кадрами отсюда и проблемы и негатив, прежде чем применять нужно понять как

    ОтветитьУдалить